Есть ли срок годности у антифриза в упаковке?

Через сколько времени следует заменить «Тосол»?

«Тосол» представляет собой вид традиционного антифриза, которым по своим свойствам и характеристикам мало чем отличается от обычной охлаждающей жидкости. Отечественные водители «тосолом» называют любой хладагент, теперь это название стало нарицательным. Раньше «Тосол» был названием ОЖ, изготавливающейся в Советском Союзе, но поскольку это был единственный вид хладагента, то его название стало нарицательным для наших автомобилистов.

Стоит учесть, что отечественный «Тосол», изготавливающийся сегодня на украинских, белорусских и российских предприятиях может отличаться по своему качеству от зарубежных антифризов. Кроме того, покупая отечественную продукцию, есть гораздо больший шанс приобрести контрафакт. Соответственно, и срок годности такого вещества будет значительно ниже, чем у антифриза, выпущенного в Японии или Германии.

Технология производства расходного материала для охлаждения двигателя регулярно совершенствуется. По мнению изготовителей ОЖ, именно технология влияет на увеличение периода эксплуатации хладагента.

В целом, время службы жидкости может составлять от 10 тыс. км пробега в случае приобретения поддельной продукции до 250 тыс. км, если вы купили качественный японский хладагент.

Результат смешивания некачественных ОЖ

Помните о том, что своевременная замена хладагента в системе любого автомобиля является неотъемлемой частью ухода за двигателем транспортного средства.

Как доказали ученые, коррозия на деталях охладительной системы начинает образовываться в среднем после трех лет использования антифриза.

Также стоит учесть тот факт, что при этом пробег авто должен составить не менее 60 тыс. км. Если «Тосол» используется более четырех лет в системе авто, то коррозия может образоваться и при гораздо меньшем пробеге.

Именно в связи с этим в охлаждающие жидкости отечественного производства стали добавлять присадки, увеличивающие срок службы «Тосола». Это отечественные изготовители взяли по примеру зарубежных производителей. Определенные присадки способствуют:

  • предотвращению возникновения коррозия в охладительной системе авто;
  • предотвращению перегрева двигателя;
  • предотвращению образованию осадка в системе охлаждения и в двигателе автомобиля;
  • предотвращению возникновения трещин на резиновых элементах системы;
  • предотвращению появления пены в системе и расширительном бачке.

Кипение хладагента в расширительном бачке

В целом, смену отечественной ОЖ необходимо производить, учитывая определенные показатели конкретно вашего транспортного средства:

  • пробег автомобиля с момента последней замены ОЖ;
  • состояние транспортного средства в целом;
  • модель и марку автомобиля, год его выпуска;
  • состав «Тосола», залитого ранее в авто, а также его характеристики и присадки;
  • качество работы охлаждающей системы;
  • качество жидкости, залитой ранее (если «Тосол» в расширительном бачке вспенился, стал коричневым или приобрел ржавый осадок, то замену необходимо произвести как можно быстрее).

Также стоит учесть рекомендации от производителя автомобиля, указанные в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Иногда специалисты концерна указывают в инструкции к авто необходимую периодичность смены ОЖ, а также марку нужной жидкости.

На практике же отечественную жидкость нужно менять не реже, чем каждые 2 года или 20 тыc.

километров пробега, а то и раньше. Отечественные автолюбители, использующие именно «Тосол», в среднем производят смену этого хладагента один раз в год. Обычно после этого жидкость теряет свои свойства, что ничем хорошим для автомобиля обернуться не может.

Синяя и зеленая ОЖ

Стандарты ГОСТ

Общие технические условия и характеристики для тосолов указаны в нормативе ГОСТ 28084-89.

Согласно ему, начиная с 1992 года срок годности производимых охладительных жидкостей, используемых в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств, должен составлять не менее 5 лет.

До 1992 года требования были скромнее — до 3 лет. Однако стоит учитывать, что далеко не все производители сейчас поддерживаются этих стандартов. В частности, это относится к зарубежным.

А состав ввозимого ими сырья проверяется очень редко. Соответственно, на полках магазинов может оказаться антифриз, не соответствующий ГОСТ-стандартам.

Виды теплоносителей

Практически все антифризы состоят из воды и специальных добавок. В основе теплоносителя могут быть: • Этиленгликоль.

Антифризы на основе данного вещества очень популярны, их часто используют в системах отопления. Теплоносители с этиленгликолем делятся на два подвида в зависимости от их физических свойств: 1. с tзам. = — 30С; 2. с tзам. = — 65С. Достаточно низкая температура замерзания – главное преимущество антифризов на этиленгликоле. Еще одним плюсом этого теплоносителя есть его низкая цена. На строительном рынке он очень доступный. Но также у него есть и недостаток – низкая степень безопасности (этиленгликоль – токсичное вещество и составляет угрозу здоровью человека). Из – за этого жидкость на основе этиленгликоля недопустимо использовать в двухконтурных системах теплоснабжения, так как есть вероятность, что потенциально опасный теплоноситель попадет в контур горячего водоснабжения. Антифризы имеют красный цвет, их специально окрашивают еще в процессе производства. Это делают для того, чтобы утечки теплоносителя в отопительной системе были сразу заметными и быстро ликвидировались.

• Пропиленгликоль.

По сравнению с предыдущими антифризами, эти не несут угрозы человеческому организму ни при телесном контакте, ни при вдыхании паров представленного вещества. Главное преимущество теплоносителей на основе пропиленгликоля – высокая степень безопасности в эксплуатации. Поэтому их часто применяют в системах теплоснабжения с двумя контурами. Если пропиленгликоль попадет в контур горячей воды, в этом нет ничего страшного. Вещество является также пищевой добавкой. Пропеленгликоль часто используют в качестве агента для приготовления кондитерских изделий. Еще один плюс антифризов – достаточно низкая температура замерзания, до -35 С. Отличить раствор на основе пропиленгликоля от аналогов просто, этот теплоноситель окрашивают в зеленый цвет.

• Триэтиленгликоль.

Антифризы на этой основе используют в отопительных системах, в которых характерны высокие рабочие температуры. Такие теплоносители применяют не часто. Они считаются антифризами специального назначения. Системы отопления, по которым циркулирует теплоноситель на основе триэтиленгликоля, состоят из элементов с высокими показателями температурной стабильности. Выбор теплоносителя происходит на этапе проектирования отопительной системы, и он должен быть обоснованным.

Через сколько времени следует заменить «Тосол»?

«Тосол» представляет собой вид традиционного антифриза, которым по своим свойствам и характеристикам мало чем отличается от обычной охлаждающей жидкости. Отечественные водители «тосолом» называют любой хладагент, теперь это название стало нарицательным. Раньше «Тосол» был названием ОЖ, изготавливающейся в Советском Союзе, но поскольку это был единственный вид хладагента, то его название стало нарицательным для наших автомобилистов.

Стоит учесть, что отечественный «Тосол», изготавливающийся сегодня на украинских, белорусских и российских предприятиях может отличаться по своему качеству от зарубежных антифризов. Кроме того, покупая отечественную продукцию, есть гораздо больший шанс приобрести контрафакт. Соответственно, и срок годности такого вещества будет значительно ниже, чем у антифриза, выпущенного в Японии или Германии.

Технология производства расходного материала для охлаждения двигателя регулярно совершенствуется. По мнению изготовителей ОЖ, именно технология влияет на увеличение периода эксплуатации хладагента. В целом, время службы жидкости может составлять от 10 тыс. км пробега в случае приобретения поддельной продукции до 250 тыс. км, если вы купили качественный японский хладагент.

Результат смешивания некачественных ОЖ

Помните о том, что своевременная замена хладагента в системе любого автомобиля является неотъемлемой частью ухода за двигателем транспортного средства.

Как доказали ученые, коррозия на деталях охладительной системы начинает образовываться в среднем после трех лет использования антифриза. Также стоит учесть тот факт, что при этом пробег авто должен составить не менее 60 тыс. км. Если «Тосол» используется более четырех лет в системе авто, то коррозия может образоваться и при гораздо меньшем пробеге.

Именно в связи с этим в охлаждающие жидкости отечественного производства стали добавлять присадки, увеличивающие срок службы «Тосола». Это отечественные изготовители взяли по примеру зарубежных производителей. Определенные присадки способствуют:

  • предотвращению возникновения коррозия в охладительной системе авто;
  • предотвращению перегрева двигателя;
  • предотвращению образованию осадка в системе охлаждения и в двигателе автомобиля;
  • предотвращению возникновения трещин на резиновых элементах системы;
  • предотвращению появления пены в системе и расширительном бачке.

Кипение хладагента в расширительном бачке

В целом, смену отечественной ОЖ необходимо производить, учитывая определенные показатели конкретно вашего транспортного средства:

  • пробег автомобиля с момента последней замены ОЖ;
  • состояние транспортного средства в целом;
  • модель и марку автомобиля, год его выпуска;
  • состав «Тосола», залитого ранее в авто, а также его характеристики и присадки;
  • качество работы охлаждающей системы;
  • качество жидкости, залитой ранее (если «Тосол» в расширительном бачке вспенился, стал коричневым или приобрел ржавый осадок, то замену необходимо произвести как можно быстрее).

Также стоит учесть рекомендации от производителя автомобиля, указанные в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Иногда специалисты концерна указывают в инструкции к авто необходимую периодичность смены ОЖ, а также марку нужной жидкости.

На практике же отечественную жидкость нужно менять не реже, чем каждые 2 года или 20 тыc. километров пробега, а то и раньше. Отечественные автолюбители, использующие именно «Тосол», в среднем производят смену этого хладагента один раз в год. Обычно после этого жидкость теряет свои свойства, что ничем хорошим для автомобиля обернуться не может.

Синяя и зеленая ОЖ

Период эксплуатации

Охлаждающая жидкость, в зависимости от составляющих элементов, имеет разный срок эксплуатации. Современные антифризы условно делятся на 3 группы:

  • Основная (имеет синий цвет) .
  • Безнитритная (зеленый цвет) .
  • Безсиликатная (Красный) .
  • Гибридная (Красный) .

Так, охлаждающая жидкость синего цвет а подходит для автомобилей до 2000 года выпуска. ОЖ основной группы подлежит замене каждые 2 года, или при достижении пробега автомобиля отметки 60 тысяч км.

Безнитритная ОЖ хорошо сочетается с алюминиевыми деталями системы охлаждения. Подходит для современных автомобилей. Имеет срок эксплуатации 3-4 года или около 100 000 километров пробега.

Наиболее распространенные на данный момент антифризы имеют красный цвет . Подходят для всех современных автомобилей, и имеют повышенный срок эксплуатации. Присадки, которые добавляют в ОЖ красного цвета, не теряют своих свойств при продолжительных воздействиях высоких температур. Замену таких жидкостей рекомендуют проводить один раз в 5 лет либо каждые 200 тысяч километров пробега.

Последнее поколение антифризов тоже представлено в красном цвет е. Производители заверяют, что замену этой охлаждающей жидкости производить не нужно. Срок ее эксплуатации равен сроку эксплуатации автомобиля. Что вызывает некоторые сомнения.

Данные рекомендации по периоду эксплуатации ОЖ приблизительны. Каждому автовладельцу следует всматриваться в текущее состояние антифриза. Самая элементарная проверка заключается в визуальном осмотре. Нужно открыть крышку ёмкости для антифриза и посмотреть, какого цвета имеет жидкость. Если цвет не изменился, на дне не видно никакого осадка — жидкость в хорошем состоянии, и можно продолжать её использовать. Иначе, её в обязательном порядке нужно заменить. Осмотр должен проводиться при заглушенном и холодном двигателе.

Состав охлаждающей жидкости

Главным элементом антифриза преимущественно является этиленгликоль, немного реже это пропиленгликоль (он по своей природе менее токсичен, а себестоимость его намного выше). К концентру вещества в равных соотношениях добавляют воду. Определенный набор присадок призван бороться с коррозией и кавитацией. Такой состав считается стандартным и не поддается особых изменений со стороны производителя, именно такой набор элементов и определяет срок службы антифриза.

Отличие присадок в составе жидкостей определяет его свойства и влияет на уровень реакции на мороз. Поэтому вещества можно разделить на следующие группы:

На что стоит обратить внимание при покупке теплоносителя (антифриза)

На строительном рынке представлен достаточно широкий ассортимент теплоносителей на основе пропиленглтколя или этиленгликоля. Все они имеют разную цену, которая зависит от страны производителя, марки, а также эксплуатационных свойств самого раствора. Некоторые люди, не имея знаний в сфере отопления, применяют в своих индивидуальных системах обогрева автомобильные антифризы (тосол, трансформаторное масло прочее). Этого делать нельзя, так как эти растворы содержат вещества, небезопасные для здоровья людей и животных. Они имеют свойство легко воспламеняться. Самые оптимальные и универсальные в эксплуатации антифризы для систем отопления – на основе этиленгликоля

При выборе теплоносителей на их основе необходимо обратить внимание на следующее: • Наличие присадок, а также их назначение

Раствор воды с этиленгликолем в чистом виде в отопительной системе нельзя, так как это способствует активному развитию коррозии.

• Условия эксплуатации антифриза.

Теплоноситель может быть универсальным, а может подходить только к определенному типу отопительного оборудования.

• Срок годности.

Антифриз в оригинальной упаковке может храниться на протяжении длительного периода (срок годности, даже если он неограничен, все равно должен быть указан производителем).

• Материал упаковки.

Обычно антифриз продают в пластмассовых канистрах. В оцинкованной таре теплоноситель теряет свои эксплуатационные свойства.

• Наличие в составе продуктов нефтепереработки.

• Сертификат качества.

Антифриз должен быть изготовлен согласно технологическим нормам и правилам, проверен в производственных условиях и официально допущен к продаже.

Теплоноситель независимо от его типа необходимо использовать строго по назначению. Игнорирование правил выбора антифриза приводит к негативным последствиям – порывам трубопроводов, гидравлическим ударам, аварийным ситуациям прочее.

Общие положения

6.1.1. Техническое состояние, оборудование
и укомплектованность АТС всех типов,
марок, назначений, прицепов и полуприцепов,
находящихся в эксплуатации, должны
соответствовать требованиям действующих
нормативных актов.

6.1.2. К кабине (салону) АТС предъявляются
следующие требования:

боковые стекла должны плавно передвигаться
стеклоподъемными механизмами;

на сиденьи и спинке сиденья не допускаются
провалы, рваные места, выступающие
пружины и острые углы;

шум, вибрация, микроклимат и концентрация
вредных веществ в кабине грузового
автомобиля, внутри салона и кабины
автобуса и кузова легкового автомобиля
должны соответствовать значениям,
указанным в действующих государственных
стандартах, санитарных нормах и правилах,
гигиенических нормативах;

отопительные устройства кабины и салона
в холодное время должны быть работоспособны;
применять отработавшие газы в качестве
теплоносителя для обогрева кабины и
салона запрещается, они могут использоваться
только для подогрева теплоносителя;

пол кабины, салона и кузова АТС должен
застилаться ковриком, не имеющим
отверстий и прочих повреждений.

6.1.3. Органы управления АТС должны быть
с исправными уплотнениями, препятствующими
проникновению отработавших газов в
кабину или пассажирский салон автомобиля
(автобуса).

6.1.4. Диски колес должны надежно крепиться
на ступицах. Замочные кольца дисков
колес должны быть исправны и правильно
установлены на своих местах. Запрещается
наличие трещин и погнутости дисков
колес.

6.1.5. Техническое состояние электрооборудования
АТС должно обеспечивать пуск двигателя
при помощи стартера, бесперебойное и
своевременное зажигание смеси в цилиндрах
двигателя, безотказную работу приборов
освещения, сигнализации и электрических
контрольных приборов, а также исключать
возможность искрообразования в проводах
и зажимах. Все провода электрооборудования
должны иметь надежную, неповрежденную
изоляцию. Аккумуляторная батарея должна
быть чистой и надежно укрепленной.
Запрещается течь электролита из моноблока
аккумуляторной батареи.

6.1.6. Каждое АТС должен быть обеспечен
специальными упорами (не менее двух
штук) для подкладывания под колеса,
широкой подкладкой под пяту домкрата,
а также медицинской аптечкой, знаком
аварийной остановки или мигающим красным
фонарем и огнетушителем.

6.1.7. Автобусы и грузовые автомобили,
приспособленные для перевозки людей и
специально оборудованные для этих
целей, должны укомплектовываться
дополнительно вторым огнетушителем,
при этом один огнетушитель находится
в кабине водителя, второй — в пассажирском
салоне автобуса или кузове автомобиля
в соответствии с требованиями действующих
нормативных актов.

6.1.8. При направлении в дальний рейс
(продолжительностью более 1 суток)
грузовые автомобили и автобусы должны
дополнительно снабжаться металлическими
козелками, лопатой, буксирным
приспособлением, предохранительной
вилкой для замочного кольца колеса, а
в зимнее время — дополнительно цепями
противоскольжения.

6.1.9. Храповик коленчатого вала должен
иметь несработанные прорези, а пусковая
рукоятка — прямую шпильку соответствующей
длины и прочности. Ручка пусковой
рукоятки должна быть гладкой, без
заусенцев.

6.1.10. Выпускные трубы и глушитель не
должны иметь трещин и пробоев, а их
соединения не должны пропускать
отработавшие газы. Конец выпускной
трубы не должен иметь вмятин и повреждений.

АТС, работающие на уборке урожая, должны
иметь выпускные трубы, оснащенные
искрогасителями.

6.1.11. АТС с поднимающимися кабинами
должны иметь исправные защелки на упорах
кабин.

6.1.12. Двери кабин, капоты должны быть с
исправными ограничителями открытия и
фиксаторами открытого и закрытого
положения.

Тосол или антифриз. Что лить в двигатель

Многие пишут, что смешивать антифриз с тосолом категорически нельзя. От части это правда, а от части нет. Дело в том, что данный сложившийся стереотип – результат маркетингового хода. Смешивать можно, но не всё. В основе тосола и антифриза лежат те же этиленгликоли и другие присадки. Так же не забываем краситель.

Впоследствии, после развала SU, ОЖ под брендом «ТОСОЛ» стали выпускать (бодяжить) просто огромное количество «производителей».

Проблема эксплуатационного срока и срока годности тосола очень важна для российских автолюбителей, активно использующих данную разновидность отечественного антифриза, а учитывая появление огромного разнообразия жидкостей для систем охлаждения двигателя на современном рынке, она обостряется еще сильнее.

Впоследствии, после развала SU, ОЖ под брендом «ТОСОЛ» стали выпускать (бодяжить) просто огромное количество «производителей».

Обычно, стандартный период службы данного средства представляет собой промежуток времени равный двум-трем годам (либо же – околотысяч километров пробега), правда при условии, что плотность жидкости за все это время не снижается ниже 1,065 килограмм на сантиметр кубический.

И таким тосолом можно за один сезон загробить автомобиль. Но вернемся к качественному тосолу. В его состав входит этиленгликоль и вода, ну и отдельные присадки. Так вот срок хранения воды и этиленгликоля практически не ограничен

Единственное нужно обращать внимание в каком режиме работает ваш автомобиль и сколько проходит за год. Так что 20 тысяч свободно можно ездить на качественном тосоле. Не допускается использование отработанной жидкости, это может привести к закипанию силовой установки с вытекающими последствиями

Различают два типа антифриза: силикатные и карбоксилатные

Не допускается использование отработанной жидкости, это может привести к закипанию силовой установки с вытекающими последствиями. Различают два типа антифриза: силикатные и карбоксилатные.

Другие, добавив глицерин, пытаются свести к минимуму его негативное влияние, для чего вливают в состав ОЖ метанол.

Согласно ему, начиная с 1992 года срок годности производимых охладительных жидкостей, используемых в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств, должен составлять не менее 5 лет. До 1992 года требования были скромнее — до 3 лет. Однако стоит учитывать, что далеко не все производители сейчас поддерживаются этих стандартов.

Срок годности у антифриза все же есть и он обязательно указывается производителем на упаковке (как и дата производства).

Обусловлено это тем, что в составе тосола имеются разного рода присадки, необходимые для увеличения коэффициента теплопередачи (для отвода тепла от двигателя), а также для предотвращения коррозии метала, возникновения известнякового осадка в радиаторе, патрубках.

Помните о том, что при несвоевременной замене расходного вещества, как минимум охлаждающая система авто не сможет функционировать в полной мере. Более того, систематическое использование отработанной ОЖ (охлаждающей жидкости) может привести к закипанию мотора и, следственно, его поломке.

Такое название носит специальное автомобильное охлаждающее вещество, использование которого обусловлено тем, что температура замерзания его значительно ниже, чем у воды. Кроме того, и коэффициент расширения его в охлажденном состоянии значительно меньше. Именно такие свойства помогают водителю защитить свое транспортное средство от нежелательных поломок и обеспечить бесперебойную работу двигателя.

Большое значение имеет и марка автомобиля в сочетании с правильным типом жидкости, например, некоторые машины могут исправно работать без замены около 10 лет.

Чем отличаются антифризы «с увеличенным сроком службы» от обычных?

Чтобы решить проблему быстрого истощения присадок в ОЖ для современных высокофорсированных дизелей, были разработаны антифризы «с увеличенным сроком службы» (англ. ELC). Ингибиторами кавитации и коррозии в них в большинстве случаев служат карбоксилаты (ОАТ), устойчивые к окислению и тепловому воздействию. В некоторых ОЖ с увеличенным сроком службы органические присадки дополняются нитритами.

Как отмечалось выше, карбоксилаты расходуются намного медленнее нитритов. В идеальном случае, когда никто не загрязняет ОЖ, а в системе охлаждения не бывает течей, высококачественная ОЖ с увеличенным сроком службы практически не нуждается в каком-либо техническом обслуживании. Но в реальной жизни не бывает идеальных случаев. Поэтому заявляют, что эти продукты могут использоваться без замены до 1 млн км пробега, 5 лет или 12 000 моточасов и более, если система охлаждения обслуживается должным образом. Результаты стендовых испытаний дизельных двигателей на тепловой режим, опубликованные в технической литературе, показывают, что ОЖ «с увеличенным сроком службы» могут обеспечивать значительно более низкие температуры работы двигателей за счет лучшей теплопередачи по сравнению с обычными антифризами.

Специалисты отмечают тенденцию: популярность ОЖ с увеличенным сроком службы возрастает, а применение обычных антифризов уменьшается. На Западе производители тяжелой дорожно-строительной и специальной техники примерно в 80% случаев заправляют в машины на конвейере ОЖ с увеличенным сроком службы. При эксплуатации в машины прежних лет выпуска еще довольно часто заправляют обычные антифризы, но использование ОЖ с увеличенным сроком службы растет и в этом секторе.

Заметим, что ОЖ «с увеличенным сроком службы» опасна тем, что избавляет владельца машины от многих забот по техобслуживанию. От этого у людей порой создается неправильное ощущение беззаботности, и они забывают, что систему охлаждения нужно обслуживать.

Часть 1 Часть 2

Правила замены

При замене расходного материала придерживайтесь правил:

Меняя жидкость, обязательно промойте систему охлаждения. Для этого можно использовать специальные средства, которые заливаются в расширительный бачок. При применении таких веществ на автомобиле следует проехать от 20 до 200 км, в зависимости от рекомендаций, указанных на упаковке. Промывку можно выполнить дистиллированной водой, Кока-Колой, водой с добавлением уксуса либо лимонной кислоты.
При заливе не используйте концентрированную жидкость. Лучше разбавить такой хладагент дистиллятом, пропорции для этого указываются на упаковке.
После залива хладагента не добавляйте в систему охлаждения воду. Не рекомендуется смешивание с другими марками антифризов, особенно, разных по стандарту

При необходимости добавления важно проследить за тем, чтобы совпадали составы веществ.
Если хладагент не рекомендован для вашего автомобиля, лучше воздержаться от его эксплуатации.

Есть ли он?

Срок годности у антифриза все же есть и он обязательно указывается производителем на упаковке (как и дата производства).

В среднем составляет 3-5 лет.

Обусловлено это тем, что в составе тосола имеются разного рода присадки, необходимые для увеличения коэффициента теплопередачи (для отвода тепла от двигателя), а также для предотвращения коррозии метала, возникновения известнякового осадка в радиаторе, патрубках.

И вот эти самые соединения с течением времени могут окисляться или выпадать в осадок.

Но даже после 5-10 лет хранения антифриз сохраняет свои основные свойства — хороший отвод тепла (выше, чем у воды) и низкую температуру замерзания. Однако содержание воды в нем может увеличиваться.

К примеру, по стандартам ГОСТ в тосоле допускается содержание всего 75% дистиллированной воды. И даже если при производстве первичная концентрация была в пределах 30-40%, то с течением времени она может увеличиваться (особенно если хранение — гаражное, в плохо изолированной посуде) вплоть до 80%.

Естественно, что и температура замерзания, и коэффициент теплоотдачи у антифриза при этом снизится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector