Чтение для детей: почему это важно и с чего начать

Какая польза и какой вред, нам от книги?

Для многих это не очевидно, но я постараюсь объяснить доступно для всех. Да, с умной книги можно почерпнуть много полезного. Но, не забывайте, что с глупых книг, глупость с таким же усердием поселяется в нашем сознании. Что глупых книг больше, чем умных, это, я думаю доказывать не надо. Тех людей, кто сам может анализировать и выбирать нужные книги, таких читателей меньше от остальных, и значительно меньше. Основная масса поддается на пропагандистские лозунги от издательств, типа «Шедевр!», «Читают все», «Победитель ста конкурсов и лучшая книга всех времён и народов», и обязательно упомянут, что это писал литературный гений.

Учитывая такой неестественный ход событий, когда литература навязывается через лживую пропаганду, а не согласно качества текста. Я написал небольшое пособие для родителей, у которых есть маленькие дети «Как правильно выбрать детскую книгу», которая вам поможет сделать этот выбор. Книгу сделал бесплатной и выложил в интернет для свободного скачивания. Прежде, чем сделать заключительный вывод о пользе и вреде чтения книг, давайте посмотрим, что о чтении думали известные люди.

Многие высказывания: они, правильные, а некоторые отчасти. Тупое восхваление чтения, читайте и станете умней. Кто станет, а кто, и нет. Не каждый способен увидеть и понять, ту изюминку из книги, даже если это написано в данной книге. Каждый возьмет для себя, по своему уму.

Много читать, это не значит быть сильно умным — нет. Здесь скорей наоборот. Читают много только дети и пенсионеры. Остальные люди: время от времени, а многие вообще не читают. И не надо говорить, что они глупей других. Сейчас кабельное предлагает такие познавательные каналы, что книги отдыхают. У меня сосед был, как не увидишь — всё время читает. То, на лавочке на улице, то с книгой под мышку ходит по двору. И всем говорил, что, читать любит, и толстую книгу «проглатывает» за пару дней. Да, начитанный, с ним можно поговорить на те темы, про что он читал, но в остальном, он глуп до безобразия. А по жизни — полный кретин.

Вот вам и книги. Вот вам, и много читает. Читает, но не то читает. А надо ли, читать столько много?

Выбор книг. Как выбирать интересную для себя литературу?

Если человек любит и привык всегда прокачивать свой мозг, читая, ему важно, чтобы возле него была интересная литература. Если все личные книги уже перечитаны по несколько раз, и человек немного устал от них, стоит пойти в библиотеку и взять что-то новенькое

Иногда бывает трудно определиться, что именно хотелось бы почитать. Тут нужно грамотно расставить приоритеты, и тогда можно достаточно просто выбрать себе замечательную и интересную книгу.

1. Нужно сделать список и ответить себе на такие вопросы, как:

  • Люблю ли я книги? А какие именно? Какой жанр хочу почитать прямо сейчас – мистику, мотивирующие, детективы, любовнее романы, исторические и так далее.
  • Каких авторов выделяю? Можно выбрать какую-то книгу из тех, которые были прочитаны, но по стилю написания и сюжету автор тронул.
  • Какими направлениями сейчас интересуюсь?

2.Сначала нужно поискать книгу, конечно же, у себя дома, прежде чем отправляться в такое место, как библиотека. Бывает, что где-то на запыленной и забытой полке или на чердаке можно найти очень интересные, но почему-то забыты там издания.

3.Можно попросить, помощи в выборе увлекательной книги у кого-то из друзей и знакомых, вдруг они в последнее время читали что-то, что их заинтересовало и заинтриговало. Да и обсудить потом вы сможете книгу вместе.

4.Нужно читать обзоры и рецензии в журналах и газетах. Таким образом, можно найти интересные книги, новых авторов с новыми веяниями.

5.Можно зарегистрироваться в книжном клубе. Когда человек становиться его членом, у него часто появляется мотивация почитать что-то новое или из рекомендуемой литературы участников.

6. Быстро оглянуть нужно полки, где лежат издания интересующего вас жанра. Возможно, взгляд найдет книгу, про которую забыли, но хотели когда-то прочитать или же читали очень давно, и появиться желание ее вспомнить.

7.В библиотеке можно немного задержаться и начать читать выбранную книгу. Конечно же, не всю, а хотя бы одну главу. Так можно понять, заинтересует она вас или нет.

8. Можно поинтересоваться в интернете, что читают любимые писатели. После этого у вас будет возможность попробовать прочитать те же книги.

9. Удобно также найти много сайтов, где можно огромное количество литературы в различных жанрах на самые разнообразные темы скачать в электронном виде. В наше время вообще очень распространены электронные книги. Они удобны в использовании, не громоздки, бывают по размеру не больше мобильного телефона. Поэтому их легко можно брать с собой в любую дорогу, так как они не займут много места, даже если в памяти книги будет закачено множество томов. Можно считать, что в кармане везется целая маленькая библиотека, для которой, если везти ее реальными книгами, нужен был бы минимум грузовик.

Чтение вслух или про себя — это очень полезное занятие. Оно помогает сделать анализ собственной жизни, возможно, где-то заметить свои ошибки, а может, если это еще возможно, и исправить их. Книги помогают найти взаимопонимание с близкими, с окружением, подсказывают, может быть в каких-то моментах не стоит проявлять категоричность, а следует кого-то понять и простить.

Вредно ли читать лежа

На первый взгляд, кажется, что устроиться в кровати с интересной книгой — очень приятно и удобно. Однако врачи не рекомендуют читать лежа — это приносит вред здоровью, к тому же эффективность чтения снижается.

  1. В положении лежа при чтении грудная клетка немного сдавливается, из-за чего сбивается ритм дыхания. Мозг получает меньше кислорода, из-за необычного положения тела трудно сосредоточиться на книге — все время хочется устроиться еще удобнее. При чтении лежа человека очень быстро начинает тянуть в сон, если продолжать читать, преодолевая сонливость, пользы от этого все равно не будет.
  2. Чтение лежа на боку приносит вред потому, что страница книги при этом находится на разном расстоянии от обоих глаз. Нагрузка на органы зрения получается неравномерной, и в будущем это может привести к снижению зрения.

Почему важно читать правильно

Когда вы читаете правильно — с глубоким пониманием материала и обдумыванием, сначала может показаться, что это занимает много времени. Но чем больше вы практикуетесь, тем быстрее начинаете усваивать информацию и делать отчеты о книгах.

Плюс аналитического чтения в том, что вам не нужно перечитывать весь текст через определенное время, чтобы вспомнить какой-то момент. Когда у вас есть понимание, в работу включается долговременная память — и информация может храниться в мозге неограниченное количество времени.

Чтобы читать было проще и вы смогли понимать больше:

#1. Подчеркивайте непонятные места. Остановитесь и проследите, в какой момент вы перестали воспринимать текст. Почему? Нашли незнакомый термин? Появился новый персонаж, а вы не придали ему внимания?

#2. Читайте сложные тексты. Не нужно приступать к квантовой механике, если вообще не знаете физики. Но выберите книгу, над которой нужно подумать. Сначала материал, выложенный автором, будет превосходить ваш уровень. Но со временем вы расширите границы своего понимания и сможете приступить к более тяжелым текстам.

#3. Различайте чтение ради информации и чтение ради понимания. Владеть информацией — значит знать какой-то факт. Понимать — значит осознавать, почему так бывает, какая связь между фактами и какие были предпосылки.

Правило 50 страниц в чтении

То, что  любая прочитанная книга повышает уровень интеллекта – факт неоспоримый.  Вот и посчитайте сколько книг вам нужно, чтобы стать умнее в два раза. Всего 100. Вполне осуществимо.

Тут следует прибегнуть к правилу 50 страниц. Прочтите первые 50 страниц, и, если книга так и тянется скучным языком и сюжетом, просто отложите её. Может потом вы к ней вернетесь или подарите её кому-то кому она больше придется по вкусу.

Всего несколько процентов книг выпускаемых ежегодно оказываются стоящими. Но и эта цифра окажется для вас неподъемной. Поэтому используйте это правило и читайте только то, что зацепит именно вас.

О чем, собственно, речь?

Скорочтение – это способность быстро воспринимать текстовую информацию при помощи особых способов чтения. Прежде чем продолжить нашу тему, давайте определимся, с какой скоростью читаете вы: возьмите любой текст на русском языке, засеките на секундомере минуту и прочитайте отрывок текста за отведенное время.

Сколько слов вы успели прочесть за 60 секунд? Вообще, считается, что обычная скорость чтения текста составляет 120-180 слов в минуту. Другие исследования показали, что эта норма достигает примерно 201 слово в минуту. Если речь идет о норме для учащихся начальных классов, то это от 80 до 158 слов в минуту. При скорочтении показатель вырастает в 3-4 раза и достигает 600 слов в минуту, а при применении определенных методик – до 1 000 слов в минуту .

Скорочтение появилось благодаря исследованиям Эмиля Жаваля, французского врача-офтальмолога. Он заметил, что во время чтения глаза совершают определенные движения и при этом делают небольшие остановки (фиксации) несколько раз, которые не зависят от знаков препинания. В 1894 году в печать вышли первые статьи о пользе скорочтения, и таким образом начал усиливаться интерес к этой способности.

В дальнейшем появились первые школы скорочтения и даже применялись специальные аппараты – тахистоскопы для увеличения скорости чтения, но эффект от них был кратковременным .

На самом деле, умение быстро читать – это не дар, данный с рождения. Скорость чтения зависит от наличия определенных навыков. Вот они:

Подавление субвокализации: вы замечаете, как проговариваете про себя текст, который читаете? Если подавлять в себе этот «внутренний голос» и фокусировать внимание на визуальный типографический образ, можно быстрее справляться с прочтением текста. Для этого есть методики, которые помогают отвлекать внимание при чтении.

Концентрация внимания: во время чтения нас отвлекает не только внутреннее проговаривание текста, но и какие-то внешние раздражители, поэтому при скорочтении особое внимание уделяется сосредоточенности.

Устранение регрессии: при быстром чтении блокируется возвратное движение глаз

Это как раз и способствует развитию памяти.

Расширение границ зрительного восприятия: основный смысл навыка заключается в том, чтобы научиться делать как можно меньше переводов взгляда во время чтения. Это помогает улучшить периферическое зрительное восприятие, т.е. за одну остановку взгляда, о которой говорил Э. Жаваль, читатель будет охватывать большее количество слов, чем нетренированный человек.

Поверхностное чтение: при прочитывании текста выделяются ключевые слова, а дополнительная «пустая» информация во внимание не берется .

О том, как развить эти навыки, мы поговорим в конце статьи. А если вам уже не терпится познакомиться с методикой быстрого чтения, загляните на наш курс «Скорочтение». Он, кстати, абсолютно бесплатный.

Что лучше читать

Какие полезные книги выбрать для прочтения — вопрос, ответ на который каждый человек определяет самостоятельно. Но первым делом рекомендуется определить, в чем именно заключается цель.

Рекомендуем к прочтению: Чем оттереть краску от линолеума

  1. Если книга нужна для общего развития, стоит выбрать классическую литературу. Ее главное свойство — то, что классика развивает чувство прекрасного, стимулирует мышление и воображение и расширяет кругозор.
  2. Научная литература будет интересна тем, кто увлечен конкретными проблемами точных или естественных наук, астрономией, физикой, биологией или медициной.
  3. С поэзией рекомендуется ознакомиться даже тем, кто не является поклонником стихосложения. Хорошая поэзия развивает образное мышление, учит понимать необычный ассоциативный ряд.
  4. Философская литература. Без подготовки в таких книгах легко можно запутаться, поэтому начинать лучше со сборников притч, адаптированных для среднестатистического читателя, а затем переходить к трудам знаменитых авторов.

Совет! При выборе книг-бестселлеров стоит внимательно читать аннотации и знакомиться с отзывами.

Иногда короткую популярность приобретают произведения, обладающие сомнительной художественной ценностью.

Рассуждение о пользе книг

Чтение книг не только увлекательное, но и очень полезное занятие. Именно поэтому многие люди любят читать. К тому же сейчас для чтения много возможностей. Не обязательно везде носить с собой бумажную книгу. Иногда это бывает очень неудобно, ведь книга может быть объемной и тяжелой. Хорошо, что придумали электронные книги. А в крайнем случае – можно просто скачать текст книги на телефон и изучать нужную информацию где угодно: на улице, в транспорте, в походе и так далее.

Но чем же полезно чтение книг? Дело в том, что наш мозг, как и тело, нуждается в тренировке. Иначе он просто перестанет продуктивно работать. А книги – прекрасный тренажер для развития наших мыслительных процессов.

Например, когда мы читаем художественную литературу, то у нас активно работает воображение. Ведь чтобы понять, о чем идет речь и не потерять сюжетную линию нужно визуально представить в голове картинку, которую автор изобразил словами. Это сделать не всегда просто, особенно если человек никогда этого не делал. Но именно визуализация, как мне кажется, помогает лучше понять текст. Если мы просто пробежимся глазами по буквам, то не усвоим материал.

Еще чтение книг помогает увеличить словарный запас. Мне иногда встречаются в книгах незнакомые слова, значение которых я смотрю в словаре. Например, долгое время я не различал слова невежа и невежда. И вот только когда я встретил эти слова в романе Фонвизина «Недоросль», то понял, что они означают и когда лучше употребить невежа, а когда невежда. Также в книгах часто авторы заменяют одно слово синонимами. Мне кажется, что при употреблении разных слов, имеющих одно значение, речь становится богаче. Поэтому иногда бывает очень интересно наткнуться на незнакомый синоним знакомого слова.

Я уверен, что чем больше человек читает, тем он грамотнее пишет. Думаю, что все дело в зрительной памяти. Человек просто запоминает правильное написание слов и ему не нужно потом тратить время на то, чтобы вспомнить необходимое правило в русском языке. Это значительно облегчает жизнь и доказывает, что читать книги – полезно.

Я сам очень люблю читать книги и находить в них что-то новое и интересное. Иногда даже из художественной литературы можно получить научные знания, которые никогда не повредят. Мне кажется, что чтение книг – это прекрасный способ совместить приятное с полезным. Ведь мы читаем интересные истории, погружаемся в несуществующие вселенные и при этом тренируем свой мозг, воображение, логику, получаем новые знания, расширяем свой кругозор.

Афоризмы

«Следует читать много, но не многое»

Древнеримский государственный деятель и писатель Плиний Младший уже много лет назад обратил внимание своего народа на то, что читать нужно много, но не всё подряд. Выбирать необходимо книги, которые принесут только пользу.

«Чтение – вот лучшее ученье!»

Великий русский писатель А.С. Пушкин озвучил непреложную истину: лучший учитель для человека – это книга. 

«Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить». Французский философ и поэт Вольтер говорил о том, что наша речь становится грамотнее и красивее, благодаря чтению хороших книг.

«В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни». Советский писатель Эмиль Короткий говорил о том, что люди слишком невнимательны и слишком мало внимания обращают на действительно важные вещи. А когда человек погружается в чтение, абстрагировавшись от всего внешнего мира, замечает то, на что не хватает времени в реальной жизни.

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В.А. Сухомлинский был педагогом, поэтому знал не понаслышке, как влияют книги на развитие детского интеллекта. По его мнению, дети, которые достаточно читают, мыслят иначе. Их мировоззрение отличается от тех детей, которых нельзя заставить взять книгу в руки.
«Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков». М. Горький говорил о том, что нужно читать книги, которые приносят лишь пользу, бессмысленные произведения только отнимают драгоценное время.

«Плохие книги не только бесполезны, но и вредны». Л.Н. Толстой знал, какое сильное влияние оказывают книги на неподготовленный человеческий разум. Лучшее, что может сделать плохая книга – просто не отложиться в памяти, бывают случаи, когда она сильно вредит.

«Книга, которую не стоит читать дважды, не стоит и того, чтобы ей читали хоть один раз». Немецкий философ и социолог М. Вебер считал, что действительно интересную и полезную книгу хочется перечитывать вновь и вновь, а если такого желания не возникает, значит, в книге нет ничего особенного.

«Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным». Английский историк и философ Фрэнсис Бэкон говорил о том, что чтение даёт человеку все необходимые знания, во время беседы они проявляются, и формируется находчивость, а точность образуется только из привычки записывать.

 «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Французский писатель и философ Дени Дидро считал, что чтение – главная составляющая развития человеческого интеллекта. Как только человек перестаёт читать, его мышление теряет осмысленность.

Как начать много читать

Чтение книг является одним из самых лучших способов времяпрепровождения. Книга обладает удивительной силой и способна перенести читателя в иную реальность. Книга заставляет нас переживать массу эмоций и получать новые впечатления, меняет настроение и заставляет сердце замирать или биться еще сильнее. Книга просвещает нас и дает нам новую информацию. И как было бы хорошо, если бы мы могли читать в любое время, поглощая все новые сотни страниц. Для всех книгоманов и библиофилов, страдающих от нехватки времени на чтение интересной литературы, мы подготовили несколько дельных советов, способных исправить сложившееся положение вещей. Читать подробнее…

10

Польза чтения книг. 10 причин читать каждый день

Сегодня чтение книг отошло на задний план в распорядке дня человека. Постоянная спешка, занятость, утомление за день и желание расслабить свой мозг являются препятствиями для проведения времени с интересной книгой в руках. Развлечения посредством использования монитора заменили тягу к познанию и обогащению своего внутреннего мира. Телевидение и компьютеры пришли на смену бумажным друзьям человека, вследствие чего забылись значимость и польза чтения.

В наше время главным желанием человека является избавление от стресса после насыщенного рабочего дня. Поэтому, приходя домой, он садится за экран и погружается в искусственно созданную реальность. Но, надо заметить, что чтение интересной книги приносит больше пользы мозгу, и позволяет отрешиться от дневной суеты гораздо быстрее за счет ритмики и богатства языка, успокаивающих человеческую психику. Сейчас elgreloo.com расскажет вам, в чем главная польза чтения книг и зачем читать каждый день.

У чтения есть множество преимуществ перед инновационными технологиями, как то:

  1. Повышение грамотности человека. Именно благодаря литературе, мы с каждым днем можем становиться лучше и совершенствовать себя в абсолютно разных сферах. Книги — лучший источник образования в современном мире.
  2. Увеличение словарного запаса. Ничто так не обогащает нашу речь, как хорошая книга. Если у вас есть проблемы с выражением мыслей, формулированием ваших запросов — начните читать хорошую литературу.
  3. Развитие способности к анализу. При чтении той или иной литературы, человеческий мозг фиксирует события, происходящие в ней, обрабатывает их и анализирует, и таким образом человек учится принимать взвешенные решения в повседневной жизни.
  4. Концентрация внимания. Чтение формирует правильное восприятие человеком действительности и объективность мышления. Ещё одним из его положительных качеств является то, что погружение в интересное литературное произведение способствует повышению внимания. Чтение книг помогает человеку научиться концентрироваться на деле, не отвлекаясь на посторонние вещи вроде шумов, предметов, действий других людей.
  5. Генератор идей. Читая художественную литературу, человек способен генерировать в сознании множество идей и замыслов, впоследствии воплощая их в жизнь. Таким образом, чтение увеличивает шансы найти творческий подход к любой задаче, а также способно придать уверенности в повседневности, так как признание окружающими знаний, демонстрируемых в разговоре, положительно сказывается на человеческой самооценке.
  6. Поддержание мыслительных процессов в тонусе. Для понимания того или иного произведения часто требуется представить и запомнить множество деталей, что стимулирует мозговую деятельность. Во время чтения тренируются память и логика.
  7. Профилактика болезней. Следует заметить, что по данным многочисленных исследований последних лет, за счёт увеличения в процессе чтения активности мозга, возрастает впоследствии защита от различных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, а также улучшается сон.
  8. Улучшение памяти. Когда вы читаете, вы проживаете жизнь героев. Вам нужно запомнить их имена, важные детали повествования и не только. Все это очень хорошо тренирует нашу память. Особенно если знать специальные техники чтения.
  9. Улучшает коммуникационные способности. Благодаря регулярному чтению вы можете правильно излагать свои мысли и сможете найти подход к каждому человеку. Тем более, книги — всегда хороший повод для разговора.
  10. Помощь при стрессе. Читая книгу, вы погружаете в совершенно иной мир, где нет места вашим повседневным заботам. Помимо этого, после такого релакса вам может быть легче найти решение проблем.

На основе всего вышесказанного можно подвести один единственный итог: чтение ни в коем случае не стоит исключать из жизни человека, так как польза его до сих пор остается неопровержимой.

Напишите короткое резюме по прочитанному

После завершения работы с книгой составьте краткий отчёт, отражающий ваши основные впечатления и полученные знания. Пункты могут быть такие:

  • О чём эта книга? Несколько предложений про основной смысл произведения.
  • Что произошло и почему? Составьте краткий план книги или нарисуйте схему сюжета.  
  • Каково ваше отношение к прочитанному? Согласны ли вы с мнением автора или считаете его ошибочным?
  • Какие выводы вы сделали из прочитанного? Зафиксируйте всё, что смогли извлечь из данной книги для своего развития.

Такие саммари особенно хорошо делать, когда читаешь несколько книг по одной и той же теме. Это позволяет сравнивать концепции и улучшать критическое суждение.

Время от времени свои аннотации к книгам полезно перечитывать. Писатель Рамит Сети рекомендует интересную методику: каждые 4–6 недель он выделяет 40 минут, чтобы пересмотреть свои заметки по книгам и статьям. При этом выбирает те заметки, что подходят по теме к тому, над чем он сейчас работает.

Возможно, аналитический способ чтения покажется вам утомительным. Он действительно требует довольно много времени. Зато можете быть уверены, что получите максимум от каждой прочитанной книги.

Примеры из жизни

Ким Пик появился на свет с врождённой черепно-мозговой грыжей, за счёт этого голова младенца была неестественно большой по сравнению с маленьким беспомощным тельцем. Малыша долго лечили, но отклонения всё же остались: он практически не плакал, но даже не пытался садиться или ползать. Врачи уготовили ребёнку амёбную жизнь, к счастью они ошиблись. Ким с детства внимательно реагировал на голос родного отца, а уже в полтора года научился читать. Мальчик запомнил все буквы после того как ему показали их всего один раз. В три года чтение стало уже совершенно обыкновенным занятием для Кима. Вначале он смотрел значение незнакомых слов в толковом словаре, а спустя год их уже совсем не осталось. Однако в физическом плане у мальчика были большие проблемы со здоровьем: он начал ходить только в 4 года, а мелкая моторика так и не развилась до конца жизни. Застегнуть пуговицы или завязать шнурки было непосильной задачей для Кима. Из-за сложившихся обстоятельств, для мальчика не существовало другого досуга, кроме чтения книг и просмотра телевизора. В семилетнем возрасте он уже знал наизусть всю Библию и ещё около ста книг близко к тексту. В обычную школу Кима не взяли, предложив взамен отдать его в школу для умственно отсталых детей. Отец мальчика принял решение обучать сына на дому, да и сама учёба не требовалась, нужно было просто давать ребенку задания, которые с готовностью выполнялись. В четырнадцать лет Ким прошёл полностью курс средней школы, но его отцу не удалось добиться у правительства аттестата, потому как врачи ставили мальчику диагноз аутизма. По их мнению, у аутистов часто проявлялись исключительные способности, но жить без чьей-то помощи такие дети не могли. Домашнее существование Кима проходило за чтением книг, причём на самую объёмную из них у него уходило всего несколько минут. Причиной этого была особая методика чтения: левую страницу он читал левым глазом, а правую – правым. Всё это происходило одновременно. Ким мог одинаково читать как в обычном виде, так и в перевёрнутом. К двадцати годам юный гений прочитал более 10000 книг и мог каждую из них цитировать наизусть. Когда изучением мозга мальчика занялись учёные НАСА, они установили, что причиной многократного увеличения памяти стало редкое генетическое заболевание, связанное с мутацией Х-хромосомы. Обратной стороной этого заболевания был низкий мышечный тонус и отёк головного мозга. Сценарист Барри Морроу был почётным гостем на конференции Ассоциации умственно отсталых граждан, где продемонстрировал свои способности Ким. Морроу был настолько поражён, что создал сценарий фильма «Человек дождя», который завоевал четыре «Оскара» и множество других премий. После премьеры фильма на Кима обрушилась мировая слава, его стали приглашать на телевидение, а газеты издавали о нём статьи. Люди на улицах стали просить автограф, они безумно хотели познакомиться с настоящим человеком дождя. С возрастом способности Кима не угасали, а только прогрессировали. С 50 лет он начал играть на рояле без нот, воспроизводя музыку по памяти. Мировой гений покинул этот мир в 58 лет, что является совсем не малым сроком для человека с его состоянием здоровья.

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

<<Форма демодоступа>>

Что такое чтение

Мортимер Адлер дает свое определение слову «чтение». Это процесс, при котором разум человека без посторонней помощи, опираясь только на читаемые символы, преодолевает новые высоты в результате собственных усилий. 

Человек проходит путь от меньшего понимания написанного к большему. Для этого нужно напрячься, много думать и не отказывать своему мозгу в развитии.

Читать можно с разной целью:

  • получить информацию
  • развлечься 
  • понять что-то новое

Кажется, что разница в чтении заключается только в цели. Частично это правда. Но нужно учитывать, что читает человек. Невозможно развиваться, если получать информацию из календаря или брошюры. Чтобы научиться чему-то, лучше подойдет учебник или научный доклад.

Знать определение термина и понимать термин — это разные вещи, но их часто путают. Более слабый читатель способен читать только ради получения информации. Более сильный может и понять, и усвоить её — чтобы потом использовать в своих целях.

Если вы прочитаете газету, действительно ли узнаете что-то новое? Будете воспринимать автора своим учителем? Скорее всего, нет. Это значит, что вы читаете просто ради информации.

Для каждого человека есть два уровня текстов. Первые читаются просто, без усилий. В них нет ничего такого, чего нельзя сходу понять. А ко вторым нужно возвращаться, перечитывать и обдумывать их.

Для этого важно усвоить навык чтения — то есть способность прилагать усилия, чтобы понимать текст

Классификация способов чтения

В своей научно-исследовательской работе 1940 года, М. Адлер — американский философ, выделил и подробно описал 4 способа чтения:

  1. Элементарный. Самый простой способ, не требующий навыков выше приобретенных на школьных занятиях. Мы просто читаем текст, правильно и легко воспринимаем его смысл, четко отслеживаем развязку сюжета.
  2. Инспекционный. Читатель быстро пробегает глазами страницу — от начала и до самого конца, «вырывая» наиболее важные моменты. Такой вариант полезен для тех, кому регулярно приходится работать с огромной кипой учебного или рабочего материала.
  3. Аналитический. Цель читателя — досконально изучить материал. Мы с головой погружаемся в текст, вдумчиво «прогуливаемся» по странице. Важные дополнительные пометки, расшифровка непонятных слов и выражений — вот основы аналитического чтения.
  4. Исследовательский. Читатель целиком и полностью погружается в конкретную темы, используя сразу 2 и более источников для опровержения, подтверждения или дополнения фактов.

Знание этой классификации способов чтения нужно для понимания того, что различным книгам подходит различный способ чтения. Всегда помните об этом, начиная новую книгу — попробуйте определить, какой из способ чтения будет для этой книги наиболее подходящим. Это первый шаг к тому, чтобы научиться правильно читать книги. Двигаемся дальше.

Советы, повышающие результативность и увлекательность чтения

Научиться правильно читать книги не сложно. Необходимо лишь сосредоточиться на тексте, оттолкнуться от реальности и полностью перейти во власть написанных строк. Но чтобы погрузиться в суть и вникнуть в смысл написанного было проще, можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:

Заключение

Ну что же друзья, мы с Вами разобрали наиболее эффективные способы научиться читать книги с максимальной пользой. Давайте подведем небольшой итог, представим полученные знания в виде удобной таблицы, чтобы ничего не забыть:

Цель научиться правильно читать книги должна стоять перед каждым человеком, который ценит литературу и хочет извлекать из нее максимум пользы, удовольствия и авторского вклада. Только представьте, сколько вы упускаете из-за того, что просто-напросто не вчитываетесь в текст, не углубляетесь в замысел, не пытаетесь понять сложные авторские композиции. Ведь книги — самое прекрасное, что было создано рукой человека.

Мы можем жить обычной «серой» жизнью, но стоит нам раскрыть станицы какого-нибудь увлекательного приключенческого романа — и вот, мы уже герои остросюжетной картины, которые спасают свою жизнь от лап злодея. В книгах кроются ответы на все наши заветные вопросы, главное — суметь их разглядеть. Книги — это подлинный кладезь информации, бережно хранящий культурное наследие, нравственные уставы и исторические факты. Словом, литература — лучшее оружие на жизненных фронтах, так что вооружайтесь!

Спасибо за чтение, желаю Вам успехов и процветания!

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать. 

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила. 


‍Раздел итогового сочинения на сайте ФИПИ‍

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению. 

<<Форма аттестации>>

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой. 

<<Блок перелинковки>>

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.


‍План работы над итоговым сочинением‍

Пишите подростку письма

Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.

Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.

Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.

Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector